icon-rss-large

www.price-service.ru |

RSS


Автоэкспертиза

НЕЗАВИСИМАЯ ЭКСПЕРТИЗА АВТОМОБИЛЯ

Независимая экспертиза автомобиля после ДТП проводимая с целью оценки ущерба - это основное направление нашей работы с 2005г. Независимая оценка ущерба автомобиля после ДТП, т. е. оценка стоимости его восстановительного ремонта, утраты товарной стоимости, стоимости «годных остатков» автомобиля после аварии - вот перечень направлений нашей работы. Автоэкспертиза имеет много направлений. Об этих направлениях автоэкспертизы будет сказано ниже. Сейчас рассматривается - как организуется независимая экспертиза после ДТП или оценка ущерба автомобиля по повреждениям в результате действий третьих лиц, стихийных бедствий и т.п.

НЕЗАВИСИМАЯ ЭКСПЕРТИЗА ПО ОЦЕНКЕ УЩЕРБА АВТОМОБИЛЯ ПРОВОДИТСЯ В НЕСКОЛЬКО ЭТАПОВ:

АВТОЭКСПЕРТИЗА - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Выбор независимой автоэкспертизы - является очень важным моментом. Независимая экспертиза которая будет проводить оценку ущерба Вашего автомобиля должна быть легитимной, т. е. независимая автоэкспертиза в соответствии с Законом (ст.15.1ФЗ №135 "Об оценочной деятельности в РФ") может проводится юридическим лицом, имеющим в штате не менее двух оценщиков, являющихся членами саморегулируемой организации оценщиков, а также лицом самостоятельно занимающимся частной практикой по оценочной деятельности и являющимся членом саморегулируемой организации оценщиков и застраховавшим свою ответственность. О членстве в саморегулируемых организаций оценщиков можно ознакомится на сайтах этих организаций:

  1. Некоммерческое партнерство "Саморегулируемая межрегиональная ассоциация специалистов-оценщиков (НП "СМАОс")
  2. Некоммерческое партнерство "Саморегулируемая Организация Ассоциации Российских Магистров Оценки" (НП "СРО АРМО")
  3. Саморегулируемая Организация "Российское общество оценщиков" (СРО "РОО")
  4. Некоммерческое партнерство "Саморегулируемая организация оценщиков "СИБИРЬ" (НП СРО "СИБИРЬ")
  5. Некоммерческое партнерство "Межрегиональный Союз Оценщиков" (НП "МСО")
  6. Некоммерческое партнерство"Саморегулируемая организация "Национальная коллегия специалистов оценщиков" (НП СРО НКСО")
  7. Некоммерческое партнерство "Общество профессиональных экспертов и оценщиков" (НП "ОПЭО")

В процессе выбора независимой автоэкспертизы желательно узнать: сколько лет на рынке автоэкспертизы работает организация, уровень квалификации автоэкспертов, стаж работы в области автоэкспертизы, ценами на услуги независимой экспертизы, сроками выполнения работ.

Когда Вами определена независимая экспертиза, то между Вами и Исполнителем работ по проведению автоэкспертизы заключается письменный договор о проведении автоэкспертизы по определению ущерба автомобиля. Время и место осмотра аварийного автомобиля можно согласовать с независимой автоэкспертизой по телефону.

Немаловажным моментом подготовки к осмотру аварийного автомобиля, с юридической стороны, является грамотное обеспечение вызова заинтересованных лиц (или доверенных представителей). Телеграмма отправляется Заказчиком независимой автоэкспертизы с уведомлением о её вручении и получением копии отправленной телеграммы, заверенной печатью телеграфного узла. Телеграмма должна быть вручена адресату не позднее, чем за ТРИ РАБОЧИХ ДНЯ (не считая дня подачи телеграммы) до даты проведения осмотра, если другой участник живет в этом же городе (районе), или за ШЕСТЬ РАБОЧИХ ДНЕЙ – иногороднему (не считая дня подачи и необходимого времени на дорогу). Осмотр автомобиля может проводиться в отсутствии другого участника (с отметкой в Акте осмотра), если Заказчик предъявит документ о своевременном вызове (уведомление о вручении телеграммы), и если другой участник не явился в течение получаса после назначенного времени. Если Вы предполагаете неявку другого участника на осмотр, то мы рекомендуем Вам пригласить кого - либо из знакомых (желательно не родственника) на участие в осмотре, в последствии его можно привлечь для засвидетельствования о проведении независимой автоэкспертизы. Нами подготовлены тексты телеграмм которые Вам остается только дозаполнить, нажав на соответствующую форму телеграммы. Телеграмма распечатывается сразу в двух экземплярах (один для заверения копии). В случае, когда адресат отказывался принять письменное уведомление о прибытии на осмотр, то этот отказ фиксируется соответствующей записью в присутствии свидетелей. Если лицо, доставляющее уведомление о вызове на осмотр аварийного автомобиля, не застанет адресата по месту его жительства или работы, то приглашение может быть вручено кому-нибудь из совместно с ним проживающих взрослых членов семьи, а при отсутствии их – жилищно-эксплуатационной организации или администрации по месту его работы. В указанных случаях лицо, принявшее извещение, обязано на его втором экземпляре указать свою фамилию, имя, отчество, паспортные данные, адрес проживания, а также отношение к адресату или занимаемую должность. При этом оно должно расписаться на втором экземпляре уведомления о том, что оно обязуется при первой возможности без промедления вручить адресату. Каждый раз при таком способе передачи уведомления, рекомендуется получать реальное письменное подтверждение о его вручении. В тоже время при возникновении какой-либо сложной ситуации, лучше своевременно проконсультироваться у юриста, изложив ему все обстоятельства дела.

АВТОЭКСПЕРТИЗА - ОСМОТР АВТОМОБИЛЯ

Осмотр аварийного авто производится в соответствии с действующими МЕТОДИЧЕСКИМИ РЕКОМЕНДАЦИЯМИ. Заказчиком авто экспертизы предъявляются автоэксперту, производящему осмотр автомобиля: свидетельство о регистрации на автомобиль (или ПТС), справку об аварии выданную ГИБДД, личный паспорт заказчика автоэкспертизы, копии отправленных телеграмм с уведомлениями о вызове на осмотр заинтересованных лиц. В акте осмотра автоэксперт фиксирует состояние автомобиля (наличие доаварийных повреждений и общее техническое состояние автомобиля). Автоэксперт проводя осмотр автомобиля производит фотосъемку автомобиля (в обязательном порядке фотографируется общий вид автомобиля с номерными знаками, показания спидометра и идентификационный номер автомобиля (VIN). В акте осмотра автоэксперт фиксирует повреждения автомобиля с описанием их характера (площадь повреждения, вид деформаций, работоспособность узлов и агрегатов и т.п.) Грамотное составление акта осмотра автомобиля - это залог грамотного составления заключения о стоимости ремонта аварийного автомобиля. Повреждения аварийного автомобиля занесенные в акт осмотра определяются внешним осмотром или так называемым органолептическим методом. Если автомобиль имеет достаточно серьезные повреждения, то при первом осмотре аварийного автомобиля невозможно выявить скрытые повреждения. Такие повреждения выявляются, когда приступают к ремонту автомобиля и открывается доступ к их осмотру. Эти повреждения оформляются дополнительным актом осмотра на который повторно приглашаются все заинтересованные лица. О возможном наличии таких скрытых дефектов автоэксперт при первом осмотре делает соответствующую запись в акте осмотра автомобиля. Все записанные в акт осмотра повреждения, по возможности, должны быть подтверждены фотографиями. Из сказанного ясно, что к осмотру автомобиля надо готовиться так, чтобы эксперт, не теряя времени, мог увидеть все повреждения - для этого необходимо, по возможности, вымыть автомобиль, снять коврики, обивку, «поддомкратить» автомобиль и т.д. Лучше всего, конечно, осматривать автомобиль в автосервисе, где по ходу осмотра автомобиль можно осмотреть на подъемнике или предварительно произвести разборку. В осмотре автомобиля надо принимать активное участие - защищать свои интересы: обращать внимание эксперта на все то, что, по Вашему мнению, он не увидел и не записал, или записал по Вашему мнению не так. Если же Вы являетесь ответчиком и Вас пригласили на осмотр поврежденного Вами автомобиля, но Вы не можете сами грамотно поучаствовать в осмотре и, в то же время Вы не уверены в объективности и квалификации автоэксперта, который будет проводить осмотр автомобиля, которому Вы нанесли ущерб, то пригласите с собой на осмотр автоэксперта другой независимой экспертизы, который будет защищать Ваши интересы. После того как автоэкспертом все реквизиты акта осмотра заполнены и описаны все повреждения, акт осмотра зачитывается автоэкспертом, после чего подписывается им самим, заказчиком автоэкспертизы и вызванными на осмотр заинтересованными лицами. Помните, что после перечня всех повреждений указанных в акте осмотра должен стоять прочерк, все поля должны быть заполнены. Если Вас вызвали на осмотр как предполагаемого ответчика (виновность определяет только суд), и если в акте осмотра присутствует фраза: "с актом осмотра согласен", то смело зачеркивайте слово "согласен" и пишите вместо него "ознакомлен". В акте осмотра осмотра Вы так же можете писать свои замечания.

АВТОЭКСПЕРТИЗА - РАСЧЕТНЫЙ ЭТАП

После того как составлен акт осмотра автомобиля, автоэкспертом делается Заключение к акту осмотра. Заключение к акту осмотра выполняется автоэкспертом без обсуждения и согласования с участниками осмотра. В Заключении к акту осмотра автомобиля по каждому поврежденному элементу отраженному в акте осмотра, указывается вид ремонтного воздействия (перекосы проемов кузова (кабины), замена или ремонт узлов и агрегатов, окраска, дефектовка и т.п.). На основании имеющихся фотоснимков аварийного автомобиля автоэкспертом составляется фототаблица. После выполнения указанных работ автоэкспертом выполняется расчетная часть. Расчетная часть оформляется в виде Заключения о стоимости ремота транспортного средства. Расчеты производятся на основании нормативов трудоемкости завода-изготовителя, стоимости нормо-часа выполняемых работ и в соответствии с действующими нормативными документами. Продолжительность этого этапа зависит от сложности и количества повреждений, уникальных особенностей автомобиля и др. факторов. В договоре указывается срок исполнения работы.

АВТОЭКСПЕРТИЗА - ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Выдача итоговых документов. Итоговым документом проведенной независимой автоэкспертизы является " Отчет об оценке рыночной стоимости права требования на возмещение убытков, возникшее в результате повреждения автомобиля". Отчет должен быть выполнен с соблюдением требований закона"Об оценочной деятельности в РФ №135-ФЗ"и действующими стандартами оценкиФСО-1, ФСО-2, ФСО-3. Отчет выдается заказчику автоэкспертной услуги с оформлением акта приема-передачи. в пронумерованном и сшитом виде.

Как оговаривалось в начале раздела, ниже представляется информация о других основных направлениях автоэкспертизы, которую выполняют другие специализированные автоэкспертные организации:

ЭКСПЕРТИЗА ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ АВТОМОБИЛЯ, ЕГО АГРЕГАТОВ И УЗЛОВ

Основная задача автотехнической экспертизы заключается в определении дефектов и недостатков в агрегатах и узлах автомобиля.

Дефекты и недостатки делятся на конструктивные, производственные и эксплуатационного характера:

Конструктивный дефект - дефект, возникший по причине нарушения установленных правил и норм проектирования или конструирования;

Производственный дефект - дефект, возникший по причине нарушения технологического процесса изготовления или ремонта детали или агрегата;

Эксплуатационный дефект - дефект, связанный с нарушением установленных правил эксплуатации.

Основным критерием дефекта и недостатка является его существенность.

Существенный недостаток - неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.

При возникновении производственных или конструктивных недостатков в гарантийный период эксплуатации автомобиля они должны быть безвозмездно устранены изготовителем или его представителем (дилером и т.д.)

Также недостатки и дефекты в автомобиле могут возникнуть в результате его некачественного ремонта на станции технического обслуживания.

Установление причины возникновения недостатков при ремонте автомобиля, является одной из основных задач данной экспертизы.

АВТОТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ОБСТОЯТЕЛЬСТВ ДТП (ТРАССОЛОГИЧЕСКАЯ)

  • Определение механизма ДТП.
  • Экспертиза механизма взаимодействия автомобиля при столкновении.
  • Экспертиза механизма наезда автомобиля на пешеходов (животных) и неподвижные препятствия.
  • Экспертиза угла взаимного расположения автомобиля и направления удара в момент столкновения.
  • Экспертиза взаимного расположения автомобиля относительно границ и осевой линии проезжей части.
  • Экспертиза координат места столкновения автомобиля или места наезда на пешеходов.
  • Экспертиза факта движения или неподвижности автомобиля при столкновении в момент первичного контакта.
  • Экспертиза части автомобиля, которой нанесены повреждения потерпевшим.
  • Экспертиза по характеру повреждений на автомобиле места нахождения потерпевшего в салоне автомобиля в момент столкновения.
  • Экспертиза частей автомобиля контактировавших между собой в первичный момент столкновения.
  • Экспертиза наличия, времени и причины повреждения шин автомобиля, гибких тормозных шлангов и резьбовых соединений.
  • Экспертиза факта возникновения неисправности деталей автомобиля после ДТП.
  • Экспертиза взаиморасположения человека и частей автомобиля.

КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА НОМЕРОВ НА НОМЕРНЫХ АГРЕГАТАХ АВТОМОБИЛЯ

Чтобы лучше понять значение этой экспертизы мы публикуем материалы из журнала "Полезные страницы", 2001, выпуск 8, стр. 164

При обнаружении признаков подделки номеров на номерных агрегатах автомобиль может быть направлен на экспертизу. Подобное происходит при регистрации (перерегистрации) автомобиля, при проведении технического осмотра и даже при проверке документов на посту ДПС, если у инспектора ГИБДД есть “достаточные основания полагать”, что номера на номерных агрегатах изменены.
Связано это прежде всего с тем, что в соответствии со ст. 326 УК РФ “подделка или уничтожение идентификационного номера, номера кузова, шасси, двигателя, а также подделка государственного регистрационного знака транспортного средства в целях эксплуатации или сбыта транспортного средства, а равно сбыт транспортного средства с заведомо поддельным идентификационным номером, номером кузова, шасси, двигателя или с заведомо поддельным государственным регистрационным знаком”, являются преступлением против порядка управления. Именно поэтому при наличии признаков подделки VIN, номера кузова, двигателя и т.п. закон обязывает сотрудников ГИБДД применять такие жесткие меры, как задержание автомобиля, направление его на экспертизу и даже задержание водителя.
При обнаружении признаков подделки номера во время регистрации дальнейшие регистрационные действия (техосмотр или эксплуатация) с автомобилем приостанавливаются. Материалы направляются в орган внутренних дел, который обязан в течение 3-10 дней принять решение о возбуждении уголовного дела, отказе в возбуждении уголовного дела либо о передаче материалов по инстанциям. Так как для доказательства вины одних “достаточных оснований полагать”, что номера перебиты (уничтожены и т.п.), мало, как правило, возбуждается уголовное дело и автомобиль направляется на экспертизу, которая должна быть проведена в течение одного месяца.
Экспертиза проводится, чаще всего, в Экспертно-криминалистическом управлении Главного управления внутренних дел, хотя, в соответствии со ст. 78 УПК РСФСР, она должна производиться “экспертами соответствующих учреждений либо иными специалистами, назначенными лицом, производящим дознание, следователем, прокурором и судом. В качестве эксперта может быть вызвано любое лицо, обладающее необходимыми познаниями для дачи заключения”.
После проведения экспертизы эксперт дает письменное заключение от своего имени на основании проведенных исследований в соответствии с его специальными знаниями. За данное заключение он несет уголовную ответственность по ст. 307 УК РФ.
По результатам экспертизы орган внутренних дел принимает решение о прекращении уголовного дела, отказе в возбуждении уголовного дела (при отсутствии признаков подделки), о дальнейшем производстве дознания или о предъявлении обвинения при обнаружении факта изменения номера на агрегате.
Параллельно с проведением экспертизы решается вопрос о розыске виновного. Может быть вызван и допрошен водитель, который пытался зарегистрировать (снять с учета, пройти ТО, эксплуатировать) подозрительный автомобиль. Если выяснится, что этот гражданин преступления не совершал, ему на руки выдается постановление об отказе в возбуждении (прекращении) уголовного дела. Этот документ является основанием для снятия всех ограничений в совершении регистрационных действий (п. 1.18.1 приказа МВД РФ № 624).
На время проверки, по письменному распоряжению начальника органа внутренних дел, автомобиль может быть временно зарегистрирован на срок до трех месяцев (п. 3.26 приказа) и эксплуатироваться без каких бы то ни было ограничений. Последние могут быль введены лишь соответствующим распоряжением следователя (дознавателя), которому переданы материалы для проведения экспертизы. Поэтому никаких дополнительных документов, кроме предусмотренных ПДД, водитель возить с собой не обязан. Единственно, чтобы избежать объяснений с сотрудником ГИБДД, обнаружившим изменение номера, можно иметь при себе, например, направление на экспертизу или постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.
Ввиду того что экспертиза проводится по решению органа внутренних дел, владелец автомобиля не обязан оплачивать ее проведение.
Если после проведения экспертизы выяснится, что номера на агрегатах целые и никаким изменениям не подвергались, владелец автомобиля имеет все основания для того, чтобы обратиться в суд с жалобой на действия сотрудника ГИБДД, так как экспертиза никаких изменений не обнаружила и, следовательно, основания для ее проведения были недостаточными, а направление на экспертизу было незаконным.
После признания действий незаконными можно подать в суд иск о возмещении убытков, причиненных незаконными действиями государственных органов и их должностными лицами (ст. 15, 16, 1064, 1069 ГК РФ).


В связи с отменой лицензирования на осуществление оценочной деятельности с 1.01.08г. независимая автоэкспертиза или оценка автомобиля может проводится юридическим лицом, имеющим в штате не менее двух оценщиков, являющихся членами саморегулируемой организации оценщиков (ст.15.1 ФЗ №135 "Об оценочной деятельности в РФ"). Также независимая автоэкспертиза (оценка) может проводится лицом самостоятельно занимающимся частной практикой по оценочной деятельности и являющимся членом саморегулируемой организации оценщиков и застраховавшим свою ответственность.
Независимая авто экспертиза с результатами по определению ущерба от ДТП или оценка автомобиля должны быть оформлены в виде отчета, который постранично пронумерован, прошит и подписан оценщиком, скреплен его личной печатью или печатью юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор. Независимая автоэкспертиза (оценка автомобиля) проводится при обязательном заключении договора.

Надо знать, что оценка автомобиля при оформлении наследства, согласно письма Минфина РФ от 21.12.2007г. № 03-05-0603/97, может проводится только юридическими лицами. Учитывая вышесказанное, прежде чем заключать договор о проведении независимой автоэкспертизы или оценки автомобиля, поинтересуйтесь наличием выписки из реестра о членстве в саморегулируемой организации оценщиков и наличием полиса страхования ответственности.

Дополнительные материалы:

Независимая автоэкспертиза и оценка автомобиля должна проводится в соответствии с действующими нормативными документами (скачать)